Главная

Мария Обухова

Москва

«В рамках своего исследования нижегородских промыслов я посетила мастерскую по филиграни и попробовала самостоятельно собрать узор из медной проволоки. Этот опыт подтолкнул меня к осознанию того, что я хочу дальше продолжать работу с металлом. Но не заказывать изделия у мастеров, а обрабатывать металл по возможности самостоятельно. Красота металла в момент, когда он еще не стал объектом искусства, и его метаморфозы в процессе работы — это то, что меня очень вдохновило.».

Мария Обухова

Москва

Родилась в 1986 году. Художница создает текстильные объекты в сочетании с видео- и саунд-артом, документирует элементы реальности и соединяет их с вымышленным, сплетая интерпретации и факты. В поле интересов Марии лежит процесс перехода от частного опыта к коллективному, а также исследование формирования коллективного тела и индивидуального. Работает с орнаментом, как с унифицированной системой, описывающей такие явления, как память и травма.

Ранее в арт-резиденции Выксы в 2023 году Мария Обухова заложила основу проекта о современной женщине-супергероине, образ которой не конкретный или литературный, но собирательный. В нем отражаются подвиги многих девушек и женщин даже в самых незаметных вещах — управлении бытом и воспитании детей. Раскрывая поочередно силы персонажа, Мария выделила в качестве ее сверхспособности голос. А в рамках резиденции в «Галерее 9Б» она задумала создать инструмент, который бы побуждал этот голос, органично вплетенный в костюм сверхженщины. Музейные артефакты и фольклор подсказали ей формы — шлем и гребень, а художественные промыслы подали идею материала — железо — и техник — ковка и филигрань. Гребни для каждой из шести рук героини формально вдохновлены традиционными формами марийских и финно-угорских украшений, которые часто находят в нижегородской местности. Традиционная казаковская филигрань сочетает тонкость и музыкальность проволоки, свитой в головной убор, будто волосы в прическу, с жесткостью формы, защищающей и скрывающей лицо женщины. Головной убор и гребни соединяются для псевдомагического ритуала извлечения голоса героини.

Но это был один из замыслов. Еще одним из медиумов, которые интересуют Марию является текстиль, поэтому в резиденции она начала вышивать на палантинах из балахнинского кружева антигероиню для своего проекта. Но закончить это было сложно из-за ветхости материала и реставрационной сложности. Если с гребнями Мария справилась с помощью местных кузнецов, то с шлемом даже при поддержке других художников изготовить не удалось. Все из-за специфики работы с филигранью, которую сложно применить к скульптурным 3D-объектам. Художница выполнила несколько гравюр из фольги, на этом ее эксперименты в рамках резиденции завершились. Однако продолжились за ее пределами. Так что ключевым результатом участия Марии в арт-резиденции стоит назвать укрепление ее интереса к металлу. А знакомство с промыслами города Павлово и села Казакова только подтвердили ее уверенность в выбранном медиуме.