Главная

Иван Сапогов

Москва

«Дзержинск — это ресторанного уровня дегустационный сет советской архитектуры. Честно, я ожидал меньшего, гораздо меньшего. Каждый из трех периодов — в самом наилучшем виде: разрывающий сетку кварталов авангард, крышесносный по эклектике сталианс и поздний советский модернизм, которому я ставлю архитектурную звезду «Мишлен».

Иван Сапогов

Москва

Родился в 2000 году. Живет и работает в Москве. Городской антрополог и исследователь советской архитектуры. Является председателем Общества охраны памятников модернизма, пишет тексты про современную московскую архитектуру, транспорт и подмосковные города для журнала «Москвич Mag». Занимается полевыми исследованиями, курирует художественные проекты.

«В резиденции я работал с историей архитектуры Дзержинска. Я знал о том, что в городе немало советского архитектурного авангарда — это историческая основа застройки, не всегда вписывающаяся в более поздний генплан, очень достойная. Я знал, что в городе есть кинотеатр «Спутник» — образец позднего советского модернизма, спроектированный известным московским архитектором Александром Лариным. Поскольку в первую очередь меня интересовало современное движение в архитектуре, я собирался сосредоточить внимание именно на этих объектах, авангардных и модернистских. Однако я совершенно не думал, что меня так захватит дзержинская архитектура сталинского периода. Социальная антропология дает исследователю выучку, позволяющую встать на позицию другого, возможность посмотреть на мир глазами полевых собеседников — моим заочным собеседником стал главный архитектор Дзержинска Алексей Кусакин. Судя по всему, он искренне не любил авангард и до последнего держался за сталианс. Мне нужно было пролистать сотни страниц в архивах и библиотеках, чтобы проникнуть в сталинскую архитектуру. Раньше не воспринимал ее как фигуру — лишь как надоедливый эклектичный фон, скрывающий осколки авангарда и мешающий его развитию в зрелый модернизм.»